СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Доклад А.В. Каменева на Пироговском съезде
 А.В. Каменев – Президент Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики.
                                           
Выступление на VI (XXII) Пироговском съезде врачей
28 сентября 2006 года

Каменев Алексей Викторович

Каменев Алексей Викторович

Любые социальные преобразования могут быть успешными лишь в том случае, если четко сформулирована их стратегическая цель и ясно определен круг проблем, от решения которых зависит достижение желаемого результата.
Четкое формулирование стратегической цели развития российского здравоохранения представляет собой трудную задачу, поскольку:
во-первых,  в мире нет национальных систем здравоохранения, которые могли бы играть роль идеальных образцов, достойных подражания;
во-вторых, здравоохранение является сложной социально-экономической сферой, включающей большое множество взаимосвязанных компонентов и испыты-вающей влияние большого количества факторов;
в-третьих, имеются известные трудности установление временных границ дос-тижения желаемого результата. 
Несмотря на вышеуказанные проблемы, в настоящее время мы достаточно близко подошли к осознанию стратегической цели развития основного сегмента здравоохранения – медицинской помощи населению нашей страны.
Идеал медицинской помощи, претендующий на признание его в качестве стратегической цели, можно сформулировать следующим образом:
1. Безопасность, эффективность и доступность медицинской помощи для всех слоев населения.
2. Высокий социальный статус врача.
3. Современные инновационные технологии лечебно-диагностического процесса.
Представляется, что при правильном определении круга стратегических проблем российского здравоохранения, многие реальные воплощения обозначенного  идеала медицинской помощи можно достигнуть в ближайшие 10 лет. К сожалению, проблемное поле российского здравоохранения до настоящего времени остается достаточно широким. В рамках короткого сообщения нет возмож-ности для детального анализа всех имеющихся проблем. Вместе с тем одна из них  заслуживает рассмотрения, так как, на наш взгляд, она действительно является  стратегической.
Речь идет об отсутствии системного подхода к развитию российского здраво-охранения. Мы имеем три конституционные системы здравоохранения: государственную, муниципальную и частную. При этом в части 2 статьи 41 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.
Следовательно, на уровне Основного закона страны выражена воля нашего народа к развитию всех трех систем здравоохранения. Сформулированная таким образом конституционная норма не позволяет впадать в традиционную критику россиян как людей, у которых отсутствуют развитое правосознание и правовая культура. Другое дело, практическая реализация данной нормы.
В практической деятельности часто забывается или игнорируется тот факт, что государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения следует рассматривать в качестве элементов более крупного образования – национальной систе-мы здравоохранения. При подобном системном подходе сразу возникает вопрос о характере связей и отношений, возникающих между элементами системы.
Трудно представить ситуацию, при которой система успешно функционирует, когда развитие одного элемента идет за счет отставания другого. Врачам известны многочисленные примеры подобных процессов на уровне человеческого организма, но качественно данные процессы характеризуются не как физиологические, а как патологические. Говоря о здравоохранении как социальной системе, можно констатировать, что лишь при условии гармоничного развития всех составляющих ее элементов можно рассчитывать на ее устойчивое функционирование.
Используя логический анализ с помощью колец Эйлера применительно к рассматриваемому нами случаю взаимодействия трех систем здравоохранения, данное взаимодействие правильно будет представить в виде трех частично переплетающих-ся колец, образующих зоны общих интересов, компетенций и ответственности (Рис.

1). Серьезной ошибкой следует признать рассмотрение государственной, муници-пальной и частной систем здравоохранения либо в качестве непересекающихся множеств (Рис. 2), либо в виде включенных друг в друга колец Эйлера с убывающим диаметром от государственной к частной системе здравоохранения (Рис. 3).

В практической деятельности мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, при которой государственная и муниципальная системы здравоохранения образуют единое множество, не имеющее ни одной точки пересечения с частной системой. При этом можно привести немало примеров, когда «государственно-муниципальная» система здравоохранения противопоставляется частной.
Одним из таких примеров последнего времени является начавшая осуществляться Фондом социального страхования РФ в 2006 году оплата услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения. Это касается медицинской помощи, оказанной названными учреждениями женщинам в период беременности и родов, на основании родовых сертификатов. Трудно найти разумные аргументы, объясняющие игнорирование возможностей частной системы здравоохранения в решении этого важного вопроса. Важно не забывать, что основанием выделения трех систем здравоохранения выступает форма собственности (государственная, муниципальная, частная). Данное классификационное основание трудно применять к зонам, образуемым общими интересами (государственными, общественными, личными). Так, на саммите Большой восьмерки в Санкт-Петербурге политические лидеры приняли ряд доку-ментов, в которых подчеркивается важность в решении проблем здравоохранения широко использовать различные формы государственно-частного партнерства. Совсем нелепо форму собственности использовать в качестве основания для классификации профессиональной деятельности врача.
Учитывая сказанное, необходимо признать в качестве грубейших форм нарушения принципов системного подхода к развитию российского здравоохранения любые попытки поиска и культивирования непреодолимых противоречий между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, возведение между ними административных барьеров.
От подобных стратегических ошибок нас может уберечь:
1) строгое соблюдение конституционной нормы о принятии мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения;
2)  учет международного опыта решения проблем здравоохранения на основе государственно-частного партнерства;
3) внимательное отношение к мнению врачебного сообщества.
На последнем аспекте следует остановиться несколько подробнее.
5-6 октября 2005 года в Самаре состоялся II Международный форум  «Ответственность государства, бизнеса и общества в развитии социальной модели: «Врач – Пациент», как основы цивилизованного рынка медицинских услуг» В резолюции Форума его участники подчеркнули, что важным фактором, опре-деляющим эффективную реализацию реформ в сфере здравоохранения является постоянный и

содержательный диалог органов власти Российской Федерации с медицинским сообществом, объединенным на основе общего интереса врачей в профессиональной автономии и общей цели – обеспечения прав пациентов в доступной и высококачественной медицинской помощи.
На Форуме был образован Всероссийский координационный совет по врачебному сообществу, был определен свободный и открытый порядок его формирования.
На сегодняшний день приходится констатировать, что заинтересованность и активность в работе Всероссийского координационного совета по врачебному сообществу в подавляющем большинстве проявляют лишь представители частной системы здравоохранения.

 

Каменев Алексей Викторович

Каменев Алексей Викторович

Эта запись была опубликована в рубрике Новости, Публикации и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.