Платные услуги в здравоохранении

ДОКЛАД Акберова Рашида Гилемхановича -  члена Правления, председателя регионального отделения Ассоциации в Республике Татарстан, координатор Ассоциации по Приволжскому Федеральному округу РФ, президент ОО “Общество  врачей внебюджетной медицины  республики Татарстан”,  заслуженный врач республики Татарстан,  врач высшей категории,  главный врач ООО “Центр  медицинской косметологии и   здоровья”.

на ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«СТРАТЕГИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ» г.Волгоград , 18-19 апреля 2006 г.

Что это, мифы или действительность, которая необходима?
       Примерно с конца 80-х и начала 90-х годов с введением реформирования здравоохранения и попыткой введения НХМ и медицинского страхования руководителям медицинских учреждений было дано право самостоятельного хозяйствования. Все 90-е годы финансирование здравоохранения велось на уровне 30-50% необходимого. Разве секрет – если человеку дается лишь половина средств, необходимых для жизни и обеспечения жизнедеятельности своих учреждений, а они все-таки живут, значит вторая половина должна быть откуда-то взята.
       Прошло 15 лет с тех пор, как при осторожном невмешательстве со стороны чиновника совершился переход на платное лечение. Эта бархатная революция принесла определенные положительные результаты: возросли деловитость, ответственность медиков и даже, пожалуй, качество лечения. В этих нечаянных успехах нет ничего удивительного. Больной приобретает медикаменты и прочие материалы лично для себя, невзирая на высокие цены, зато и отчет он требует от медиков неформальный. Вот и все, что можно сказать положительного о платной медицине. На деньги пациента новую поликлинику не построишь и современное оборудование не купишь.
         Результат социологических исследований показал, что деньги за “бесплатное лечение” отдают почти половина больных.
         Больше всего приходится платить за лекарства, хотя по закону все, кто лежит в больнице, должны получать их бесплатно (а тем более около 150 льготных категорий больных). Причем те, которые нужны (а не те, которые есть). Не секрет, что “блатные пациенты” получают все – и современное оборудование и дорогое – по закону, то есть даром. Тот, кто может платить, стремятся сделать все на “халяву”.
         Проблема “черного нала” выгодна буквально всем. Для врачей – это нормальная оплата их труда, больным тоже приятнее – из рук в руки получается дешевле, чем через кассу. Большинство медиков и предпочитают, чтобы им платили неофициально, ведь только четверть того, что мы оплачиваем по квитанции, достается врачу.
         Нелегитимность системы личных платежей приводит к тому, что население расходует на оплату медицинской помощи больше, чем платило бы в легально установленных и контролируемых государством условиях оплаты. При существующем положении потребитель не имеет достоверной информации о возможностях получения бесплатной медицинской помощи и цене услуг в неформальном секторе, поэтому потребитель неизбежно переплачивает. Для определенных категорий населения нужно легализовать соплатежи в момент получения медицинских услуг. Это означает, что при каждом обращении к врачу пациент будет легально платить некоторую сумму. Для неработающих пенсионеров и инвалидов медицинская помощь должна остаться бесплатной, а для ряда категорий хронически больных следует установить предельные размеры соплатежей.
        В настоящее время наше Министерство РТ и РФ оказываются в двойственном положении. Нехватка бюджетных средств, а иногда не целевое их использование, давление исполнительной власти на изыскание внебюджетных средств в нарушении существующих законов с одной стороны, и недовольство пациентов увеличением объема платных услуг с другой стороны, наверное, и привело, что впервые в рамках коллегии МЗ РТ поднялся вопрос об упорядочении и правильности оказания платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях здравоохранения.
        Согласно социальной политики Греффа должно быть усиление государственного урегулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях. Необходимо ввести регулирование объемов бесплатной медицинской помощи и порядка предоставления платной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Эта задача является тактически первоочередной для повышения доступности медицинской помощи для населения. Практически она сводится к ограничению  происходящего сегодня бесконтрольного замещения бесплатной медицинской помощи платной.
         Для решения этой задачи необходимо ввести в действие механизм финансово обеспеченных заказов на оказание бесплатной медицинской помощи для каждого государственного и муниципального учреждения. Последние имеют право оказывать платные услуги и самостоятельно определять объем этих услуг, но при условии выполнения финансово обеспеченного заказа на оказание бесплатной помощи.
          Необходимо создать условия для постепенного сокращения масштабов теневого рынка медицинских услуг, включая изменения в порядке налогообложения доходов физических лиц. Целесообразно предусмотреть в налоговом законодательстве изъятие личных расходов на медицинскую помощь из налогооблагаемой базы исчисления подоходных налогов. Эта мера повысит заинтересованность граждан в документальном подтверждении затрат на медицинскую помощь и тем самым позволит вывести часть средств из теневого оборота (37 тысяч рублей).
          Выведение из системы государственного финансирования финансово необеспеченных мощностей государственных и муниципальных медицинских учреждений позволит использовать все оставшиеся в общественной системе здравоохранения мощности главным образом для оказания бесплатной медицинской помощи с использованием механизма соплатежей населения. В конечном итоге оказание платных услуг должно быть перемещено преимущественно в частные медицинские организации (коммерческие и некоммерческие).
       При участии в одном из семинаров один из руководителей МЗ РФ подчеркнул, что участие частных медицинских структур в выполнении государственных программ оказания медицинской помощи населению и механизмы заключения договоров, тарифы на медицинские услуги, оплата их из бюджетных средств – темы для серьезного разговора.
         Наш бизнес – бизнес социальный. И изюминка взаимоотношений пациента и частной клиники заключается в том, что медицинская помощь персонифицирована и особо контролируется любой проверяющей организацией. Любые ссылки на недостаточность финансирования отмечаются безоговорочно. Нам жестко указывают на недостатки и всегда назначают сроки устранения замечаний, а на всякий случай могут и действие лицензии приостановить.
        В системе ОМС и реализации целевых программ  новые структуры, в частности, частные и некоммерческие учреждения, функционировать пока не могут. Использование бюджетных денег, как и включение в территориальную программу ОМС, накладывает строгие ограничения – постатейное расходование средств из оплачиваемых смет и счетов. Контроль такой, что ни о каком творчестве речи идти не может.
          Ни одно министерство не может решать столь важные проблемы в одиночку. Успех работы определяется эффективными партнерскими отношениями между руководством и гражданами, территориальными органами управления здравоохранения, субъектами страховой и частной медицинской деятельности, профессиональными и общественными объединениями, общественными институтами. Минздраву необходимо наладить взаимодействие и координацию усилий с неправительственными и частными организациями. Сегодня роль медицинской общественности велика как никогда.
         Созданная 3 года назад общественная организация “Общество врачей внебюджетной медицины Республики Татарстан”, руководителем которой я являюсь, надеялась в купе с Минздравом РТ привести в более-менее благопристойное состояние организацию предоставления платных медицинских услуг. Но настоящего диалога у нас не получилось. Нам приходится опираться на Первую Общероссийскую ассоциацию врачей частной практики, которую создали в г. Самара, объединяющую около 70 регионов Российской Федерации, и которая готова вступить в Российскую врачебную палату, которая создается в Москве под эгидой ВОЗ и международного банка в рамках вхождения в ВТО.

Эта запись была опубликована в рубрике Новости, Публикации и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.