Ст. 55 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Основным документом, регламентирующим  вопросы оказания  медицинской помощи, больным наркоманией  является Федеральный Закон   РФ  от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах»  (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.12.2004 N 146-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.10.2006 N 170-ФЗ).
     Статья 55 данного Федерального Закона РФ  трактует о том, что:
- Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

-  Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
-   Приватизация и передача в доверительное управление учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, запрещаются.
-   Для диагностики наркомании и лечения больных наркоманией применяются средства и методы, разрешенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
    Однако, 10 летний опыт работы ОАО «ОРЦ», как  медицинского учреждения,   позволяет сделать вывод, что данная статья противоречит  статье 41 Основного Закона РФ  – Конституции РФ,  так как в  Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию; статье 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, где сказано, что основными принципами  охраны здоровья граждан  являются:
         1)соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;
Противоречие статьи 55 Федерального Закона    РФ  от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» также  находит своё отражение  в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан,  поскольку,  при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
-  выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
-   сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
-   проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
-  облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;  и в статье 40  Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, так как  финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
       Кроме того, искусственное разделение  лечения и реабилитации  существенно снижает процент выздоровления  пациентов, создаёт предпосылки для незаконной деятельности  врачей наркологов, осуществляющих оказание  медицинской помощи населению без соответствующей  лицензии, сертификатов.
        В настоящее время частные медицинские реабилитационные центры, зарекомендовавшие себя  с положительной стороны, обладают  всеми необходимыми материальными, техническими и кадровыми ресурсами, позволяющими достигать высоких результатов по показателям социальной адаптации и ремиссионности, соблюдают все формы статистической  отчётности.
        Деятельность реабилитационных учреждений  регламентируется  Приказом Минздрава России  № 500 от «22 октября» 2003 года «Об утверждении протокола ведения  больных «Реабилитация больных наркоманией (Z 50.3).  Основополагающей данного документа является то, что процессы  лечения и реабилитации в наркологии неотделимы, поскольку лечение – это совокупность  медицинских мероприятий, направленных на устранение  патологических процессов, облегчение страданий  больного человека,  а реабилитация – это совокупность медицинских (лечебных), психологических и социальных, образовательных, трудовых мер, направленных на восстановление  физического и психического состояния  больного, коррекцию, восстановление или формирование  его социально  приемлемых  личностных и социальных  качеств. Таким образом,  реабилитация начинается на самых ранних этапах лечения, практически с первых  контактов больного  с медицинским персоналом и, в свою очередь, лечебные технологии используются на всех этапах реабилитации. Интеграция  и реализация  этих близких, но самостоятельных  направлений медицины, обеспечивает  максимально эффективную помощь наркологическим больным, в связи с чем признаётся  «лечебно-реабилитационным процессом». 
       В частных  медицинских реабилитационных  центрах действует  Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 23.08.1999 г. № 327 «Об анонимном лечении в наркологических  учреждениях (подразделениях), что свидетельствует о том, что такая форма оказания медицинской помощи больным алкоголизмом и наркоманией позволяет привлечь к лечению определенный контингент больных, по различным причинам избегающих обращаться в наркологические диспансеры на общих основаниях.
        На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод  о том, что статья 55 Федерального Закона   РФ  от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах»  является необоснованной  как с  медицинской, так и с  экономической, социальной и  юридической точки зрения.
        Просим Вас рассмотреть вопрос об изменении  п. 2  вышеуказанной   статьи  и  изложить  его в следующей редакции: 
- Лечение больных наркоманией проводится в учреждениях государственной,  муниципальной и частных  систем здравоохранения.

Члены рабочей группы экспертного совета ФАС РФ:

Ответственный секретарь Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики
А.А. Самошкин

Председатель самарского регионального отделения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики
С.А. Воронцов

Эта запись была опубликована в рубрике Взаимодействие с ФАС РФ, Пресс-релизы, Публикации и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.