Глобализация рынка медицинских услуг.

Глобализация рынка медицинских услуг.

Доклад на Евразийском саммите здравоохранения. 11.11.2013 г. Москва.

Каменев Алексей Викторович
Президент Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики,
Председатель Правления саморегулируемой организации «Союз предпринимательства в здравоохранении»,
Член Президиума Национальной медицинской палаты,
Член экспертного совета Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации,

 


1. Глобализация.
Глобализация рынка медицинских услуг представляет собой объективный исторический процесс интеграции (взаимного проникновения) национальных систем здравоохранения, транснациональных корпораций и финансовых институтов.
Глобализация направлена на свободное международное движение услуг, финансов и информации с образованием цен, обоснованных конкуренцией в мировом масштабе.
Глобализация основана на развитии информационного пространства, определяющим прогресс науки и технологий.
Она несет в себе как позитивные, так и негативные черты, обусловленные субъективными (эгоистическими) интересами отдельных стран и корпораций.
2. Рынок медицинских услуг.
Говоря о глобализации, я хотел бы, прежде всего остановиться на некоторых актуальных моментах. Таких как 1) сегментация рынка медицинских услуг; 2) формирование международных потоков пациентов; 3) изменение вектора взаимоотношений врача и пациента в современном мире.

М. Макдональд (заместитель директора и профессор университетской школы менеджмента в городе Крэнфилд, Великобритания) и Я. Данбар (практикующий маркетолог, основатель компании «Сегментация рынка», соавтор и партнер М. Макдональда) представляют услуги в виде трех сфер, поглощающих и вбирающих в себя одна другую. Ядром являются основные услуги. Следующий по отношению к ядру оболочкой является сфера сопутствующих услуг, к которым авторы относят обслуживание и другие разновидности сервиса. Внешней, по их мнению, оболочкой является сфера неосязаемых услуг, к которой они относят восприятие ценности, восприятие качества.
Применительно к рынку медицинских услуг, сегментирование представлено в виде схемы, где ядром является система «врач-пациент», в которой происходит непосредственный процесс оказания услуг. Оболочкой медицинских услуг являются инновации, инфраструктурное и технологическое оснащение, а внешние неосязаемые факторы составляют степень удовлетворенности пациента – потребителя услуг, состояние его здоровья и в конечном итоге – продолжительность и качество жизни.

Приведенная схема сегментации рынка медицинских услуг позволяет нам объяснить формирование трех основных потоков пациентов:

Механизм формирования потоков пациентов.
I поток.
Первый поток образуется за счет перемещения пациентов из стран со слаборазвитыми системами здравоохранения в страны с высокоразвитым здравоохранением для того чтобы получить те виды медицинских услуг, которые либо не оказываются у них на родине, либо предоставляются с низким качеством.
Примером таких потоков является медицинский туризм в Израиль и в Германию:
Рост количества российских пациентов, уезжающих на лечение в Израиль:


2006 год – 16 тысяч,
2010 год – 23 тысячи,
2011 год – 30 тысяч,
2012 год – 50 тысяч.
С 2005 по 2011 доходы израильских государственных клиник от лечения иностранцев увеличились в 7 раз.
Общее количество иностранных пациентов в Германии


2004 год – 50,7 тысяч,
2008 год – 60,7 тысяч,
2009 год – 70,5 тысяч,
2010 год – 77 тысяч.

II поток.
Пациенты из стран с высокоразвитым здравоохранением перемещаются в те страны, где услуги дешевле, даже если качество этих услуг невысокое.
В качестве примера можно привести США, где 47 миллионов человек, не имеющих медицинской страховки вынуждены искать доступные по цене медицинские услуги за пределами своей страны. Согласно докладу агентства McKinsey , поток пациентов из США в 2012 году оценивается в 100 миллиардов $.


III поток.
Поток пациентов из всех стран, в поисках альтернативного лечения.
Не все заболевания в настоящее время излечимы методами современной медицины.

Обзор рынка медицинских услуг

По оценкам агентства Busines Stat, в 2007-2011 гг стоимостный объем медицинского рынка в мире вырос на 37% и достиг 3,1 триллиона долл. При этом 60% платежей за медуслуги в мире производилось из государственных бюджетов. Основной причиной роста оборота медицинского рынка стал рост числа оказанных медицинских услуг, которое ежегодно растет на 8,5 % и на 2011 год составляло 114,7 млрд. услуг.

Наиболее крупными игроками на международном рынке медицинских услуг, по данным организации Joint Commission International являются: Индия, Бразилия, Мексика, Тайланд, Сингапур, Филиппины, Южно-Африканская Республика, Израиль, Германия, страны Персидского Залива.
По данным группы Patient Management, на лечение за границу ежегодно выезжает порядка 300 тысяч россиян. В 2011 году рынок лечения за рубежом, включая санаторно курортное лечение, составил $ 2,1 млрд.
Влияние развития информационного пространства на процесс глобализации.
Главным фактором глобализации рынка медицинских услуг является динамично развивающееся информационное поле, которое стимулирует постоянно растущий спрос на медицинскую помощь во всем мире.

Ярким историческим примером важнейшей роли международного обмена медицинской информацией, является случай, произошедший в небольшом городке Белый, на Смоленщине, где бешеный волк, покусал 19 крестьян. Случилось это в феврале 1886 года. Местный врач, осмотрев больных, поставил диагноз заражения бешенством. Врач был очень образован и информирован по тем временам. Он узнал в одной из газет, что в Париже некий ученый по фамилии Пастер проводит опыты с больными водобоязнью и даже излечивает их. Поэтому доктор, отбил телеграмму в Париж: можно ли прислать во французскую столицу русских крестьян? Пастер ответил – присылайте немедленно. Через две недели крестьяне уже были в институте Пастера и получали антирабическую вакцину. Большинство из них удалось спасти.

Следующий пример свидетельствует насколько большое влияние оказывает глобальный обмен информацией для создания и распространения новых медицинских технологий.

Первую пересадку сердца сделал южноафриканский хирург Кристиан Барнард. Передовые методики кардиохирургии Барнард освоил в США, под руководством Нормана Шамвея, а технологию иммуносупрессии ему подсказал русский ученый Евгений Демихов. Барнард сделал прорыв в развитии науки и технологий, впервые сумев соединить лучшие достижения ученых разных стран.
В последнее время особое значение для развития глобального рынка медицинских услуг играет интернет. Практически, интернет стал основным средством коммуникации для населения и медицинских организаций по всему миру. Если раньше медицинской информацией владел только врач, то сейчас информация стала доступна широкому кругу людей. Процесс информационной глобализации начался во второй половине ХХ века. К нашему времени, медицинская информация вошла в каждый дом, что привело к коренному изменению конфигурации системы «врач-пациент».

Например, совсем недавно мы были свидетелями ситуации, когда женщина не поверила заключению ведущего израильского педиатра о недопустимости выполнения сложной лечебно-диагностической процедуры ее ребенку, страдающему ДЦП, а доверилась информации, предоставленной ей посредником, который по интернету, без колебаний выставил ей счет за проведение ребенку противопоказанной процедуры.
Приведенный пример показывает что пациент теперь следует вовсе не указаниям врача, а «советам из интернета».
По словам Роберта Витча, в современной медицине врачи должны осознать что они становятся приводным ремнем к воле пациента. В настоящее время мы являемся свидетелями становления потребительской диктатуры пациента.
Теперь рассмотрим структурирование позитивных, негативных и неоднозначных эффектов глобализации рынка медицинских услуг на национальные экономики, системы здравоохранения и общество различных стран.
Позитивные моменты глобализации рынка медицинских услуг, универсальные для всех стран:
1. Обмен технологиями
2. Обмен знаниями и подготовка высококвалифицированных кадров для здравоохранения.
3. У пациента появляется возможность выбора лечения вне национальных границ как по цене так и по качеству.
4. Развитие информационного поля.
5. Происходит постепенное выравнивание уровня оказания медицинской помощи.
Современные технологии проникают даже в самые отсталые страны мира. Свободная миграция кадров делает возможным привлечение квалифицированных врачей, владеющих наиболее передовыми методами диагностики и лечения.
Позитивные моменты глобализации рынка медицинских услуг для стран, которые принимают в своих клиниках пациентов из других государств:
1. Медицинский туризм создает приток ресурсов как в национальную систему здравоохранения, так и в смежные отрасли (гостиничный бизнес, индустрия питания, фармацевтическая отрасль).
Увеличение объемов финансов дает возможность развивать новые медицинские технологии и как следствие обеспечивает рост уровня национальной системы здравоохранения в целом.
Так, например Сингапур, при наличии собственногого населения в 4,4 миллиона человек, планирует в ближайшие годы довести количество медицинских туристов до 1 миллиона человек в год. Обычный турист тратит в среднем 144 $ в день, тогда как «медицинский турист» оставляет в стане 362 $ (данные Совета по туризму Сингапура). Объем медицинского туризма в Тайланд превышает 1,3 миллиона человек в год. В Израиле средний иностранный пациент в 2009 году тратил 4777 долларов за визит, в то время как обычного туриста эта цифра составляет лишь 1083 доллара (Jerusalem Post, 2012).
2. Объем финансов, получаемых клиниками за счет лечения иностранцев позволяет направлять средства на долгосрочные проекты в области науки и развития медицинской инфраструктуры.
3. Появляются возможности для подготовки и привлечения высококвалифицированных кадров.
4. Ряд территорий и стран стремятся развивать целые «медицинские кластеры» и «медицинские хабы», выстраивая так называемую «биоэкономику». Очевидные преимущества формирования кластеров заключаются в возможности концентрировать технологические и кадровые ресурсы, выигрывая тем самым конкурентную борьбу за пациентов.
5. Некоторые страны намерены ввести специальные «медицинские визы», снимающие целый ряд ограничений по перемещению больных людей через национальные границы.
Для стран, из которых пациенты едут лечиться в другие страны имеются неоднозначные моменты:
1. Применение современных технологий зарубежного лечения сохраняет жизни и здоровье граждан.
2. Платежеспособные пациенты со сложными диагнозами уезжают лечиться за рубеж, высвобождая ресурсы здравоохранения для людей с более низким доходом.
Негативные эффекты глобализации рынка медицинских услуг.
1. Отставание развития медицинской инфраструктуры и некачественная подготовка кадров в тех странах, которые преимущественно являются «поставщиками» пациентов. Это увеличивает разрыв в развитии национального здравоохранения.
2. Увлечение развитием медицинского туризма деформирует национальные системы здравоохранения. Так как становится выгоднее лечить богатых иностранцев, в ущерб своим гражданам.
Некоторые страны, например Израиль вводит квотирование приема иностранных граждан в государственных клиниках. В 2013 году, в результате широкой общественной дискуссии, квота была повышена с 5 до 10 %.
3. Медицинская помощь иностранцам превратилась в медицинский бизнес, где интересы прибыли превалируют над интересами пациента.
4. Появление сотен спекулянтов (медицинских брокеров, посредников) приводит к неоправданному повышению цен на услуг, снижает их доступность и нивелирует моральную сторону медицинской помощи.
Нередки проявления недобросовестности и предоставления недостоверной информации пациентам.
Необходимость глобальной системы регулирования международным рынком медицинских услуг.
В последние десятилетия, в ряде стран предпринимаются усилия по формированию систем цивилизованного регулирования рынка медицинских услуг. Ряд организаций формируют систему международной аккредитации больниц, занимающихся лечением иностранных граждан. Однако, следует констатировать что усилия нескольких организаций не имеют возможности задавать правила и стандарты в глобальном масштабе.

В настоящее время, развитие медицинской и информационной инфраструктуры позволяют мировому медицинскому сообществу сделать первые шаги в сторону создания глобального регулятора международного рынка медицинских услуг. Потребность в глобальном регуляторе диктуется социальной значимостью и спецификой рынка.

Взаимодействие международных правительственных и неправительственных организаций, заинтересованных в цивилизованном регулировании глобального рынка медицинских услуг (ВТО, ВОЗ, ВМА и IPAO) позволят в будущем сформировать систему мониторинга потребительского рейтинга и информации об аккредитации провайдеров услуг. Предлагаемый проект защитит не только пациента, но и национальные системы здравоохранения.

Эта запись была опубликована в рубрике Новости, Публикации. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.