Стратегия формирования добросовестной конкуренции в здравоохранении

Взаимодействие с ФАС РФ
 23 июля в Екатеринбурге состоится расширенное заседание экспертного совета УФАС РФ по Свердловской области по вопросам конкуренции в сфере здравоохранения.  Публикуем материалы к этому заседанию:

Стратегия формирования добросовестной конкуренции в здравоохранении

Уважаемые коллеги! В своем недавнем выступлении на совещании по вопросам здравоохранения, которое состоялось 14 июня 2008 г. в г. Клин, Президент Российской Федерации Д. Медведев особо подчеркнул необходимость развития конкуренции в отечественном здравоохранении.

Переход на новые экономические отношения в системе здравоохранения является стратегически важной задачей в реформировании и развитии. Только элементы реальной конкуренции могут значительно повысить эффективность здравоохранения как отрасли, в том числе оптимизировать затраты бюджета и повысить качество предоставляемых услуг. Конкурентная среда во всем мире, в первую очередь характеризуется равенством условий деятельности и равенством доступа к государственному заказу для всех участников рынка.

Создание условий конкуренции в системе здравоохранения, запуск механизмов квалификационного  соперничества между врачами, соперничества между медицинскими организациями в технологиях, в качестве и предсказуемости результатов медицинской помощи – задачи, без осмысливания и решения которых невозможны ни какие изменения в теперешнем состоянии отечественного здравоохранения. С позиций системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, политическими, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, этическими и другими аспектами, а также их системным соотношением.

Мы представляем Вам обзор проблемных полей российского законодательства, препятствующих формированию справедливых условий для добросовестной конкуренции в сфере здравоохранения.

Прежде всего, нам хотелось бы подробно остановиться на дискриминации сотрудников частных медицинских организаций, которая закреплена в пенсионном законодательстве (статья 28-1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где право на начисление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста имеют только работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения). Эта проблема превратились в череду унизительных судебных процессов между врачами, медсестрами с одной стороны и Пенсионным Фондом с другой. Медицинским работникам частной системы здравоохранения приходится доказывать, например, что работа операционной сестры в частной клинике такая же вредная и опасная, как и в государственной больнице. Причем, обращаю Ваше внимание, что чаще всего из-за этой коллизии, страдают люди не высокого достатка, не способные нанять дорогих адвокатов. На нашем контроле находятся десятки  судебных процессов по поводу начисления льготной пенсии по выслуге лет работникам частной системы здравоохранения. Во всех этих процессах, и суды и учреждения Пенсионного Фонда РФ занимают крайне агрессивную позицию по отношению к сотрудникам частных медицинских организаций. Особо отмечу, что в нескольких процессах, судьи формулировали решения, открыто, псевдомотивированно игнорируя постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-п, где положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признаны несоответствующим Конституции Российской Федерации.  «…при обращении лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решения вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности…».

Существование этой отвратительной коллизии приводит к тому, что частная система здравоохранения  поставлена в неравные условия по сравнению с государственной и муниципальной. Мы имеем дело с узаконенной не добросовестной конкуренцией. Между тем, Федеральная антимонопольная служба ни разу не реагировала на это вопиющее нарушение. Подобное бездействие – не допустимо.

Федеральной антимонопольной службе надлежит указать Правительству на существование пенсионной дискриминации и предпринять меры по ее устранению.

Необходимо изъять из закона О трудовых пенсиях неконституционные преференции в отношении работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных учреждений культуры. Внести на их место презумпцию равенства сотрудников организаций всех форм собственности, при начислении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста.

Следующий момент, на котором стоит остановиться – игнорирование органами государственной и муниципальной власти положений статьи 15  Федерального закона N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, где определена обязанность государственных заказчиков размещать государственные заказы в объеме от 10 до 20 % годового объема среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Данная норма раскрывает конкретные возможности для партнерства государства и предпринимателей, в том числе в области оказания медицинских услуг.  В этой связи обращаем ваше внимание на то, что 4 ноября 2006г. было принято Постановление Правительства РФ № 642, которое по существу является  практической  основой для активной работы в данном направлении частнопрактикующих врачей и частных медицинских организаций, чьи интересы находятся в этой плоскости. А именно Постановлением утвержден перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в этот перечень вошли и медицинские услуги.

Обращаем внимание УФАС РФ по Свердловской области на необходимость ведения публичного мониторинга исполнения положений ст. 15 ФЗ 94. Так как информация о соотношении объемов финансирования между государственными и частными исполнителями медицинской помощи в системе ОМС не доступна широкой медицинской общественности. Соответственно, мы не можем сделать выводов о том насколько точно соблюдается закон в регионе.

Вне всякого сомнения, положения указанного закона и постановления Правительства являются позитивным знаком для развития частной системы здравоохранения в контексте государственно-частного партнерства. Однако, в современном правовом поле не решен вопрос о механизме получения частными медицинскими организациями статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, без которого нельзя получить гос. заказ. Основные положения, определяющие порядок получения этого статуса закреплены в федеральном законе «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (ФЗ 209). Но в реальности данный закон – не работает. Проанализировов информацию, которая поступает в нашу ассоциацию со всех уголков России, мы пришли к выводу, что основными причинами, блокирующими действие закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства» являются следующие факторы:

1. отсутствие постановление Правительства РФ о порядке ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства;
2. финансовая слабость муниципальных образований, не способных сформировать залоговые фонды;
3. искусственное, волюнтаристское блокирование процедур получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства со стороны местных чиновников.

В качестве иллюстрации, приведу Вам фрагмент разговора между руководителем частной медицинской организации и местным чиновником: «Что нужно сделать, чтобы получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства?» – «Получить гос. поддержку» – «А что нужно сделать, чтобы получить гос. поддержку?» – «Войти в реестр. Но в реестр войти – нельзя, нет постановления Правительства.». Вот пример порочного круга, разорвать который необходимо с участием Федеральной антимонопольной службы.

Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики выражает удовлетворение действиями Федеральной антимонопольной службы, которые были инициированы нашей ассоциацией для восстановления справедливости в отношении частных медицинских организаций, которым длительное время отказывали работать в системе ОМС. Письмо руководителя ФАС И. Артемьева и реакция руководителя Федерального фонда ОМС Д. Рейхарта служат убедительным примером эффективности сотрудничества органов государственной власти с общественностью. Мы еще раз настоятельно обращаем внимание территориальных управлений ФАС России на необходимость обеспечения постоянного и открытого мониторинга за соблюдением базовых положений статьи 20 федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Следует остановиться на тех принципах государственного заказа, которые в близком будущем станут условием динамичного развития отечественного здравоохранения в условиях добросовестной конкуренции.

1) это уведомительный порядок участия медицинских организаций в системе ОМС, ликвидация или существенное упрощение системы договорных отношений между медицинской организацией и страховой компанией;
2) ликвидация системы «прикрепления» пациентов к конкретному медицинскому учреждению, обеспечение реальной свободы выбора врача;
3) внедрение принципа «деньги с пациентом», вместо принципа «деньги за пациентом», путем внедрения технологии персональных электронных страховых карточек, оплата должна производится непосредственно в медицинском учреждении, в момент оказания медицинской помощи, или при ее завершении (если помощь длится долго и нельзя сразу определить ее стоимость);
4) объем и качество медицинской помощи в системе ОМС обеспечивается федеральными стандартами медицинской помощи, оплата услуг сверх стандарта производится из иных источников (средства ДМС, работодателя, личные средства граждан, благотворительные пожертвования);
5) средства ОМС на персональных электронных страховых карточках должны учитываться но не лимитироваться, так как любое лимитирование приведет к ограничению объема, качества и доступности медицинской помощи;
6) принцип рыночно-обоснованного ценообразования и соответствия тарифов ОМС ценам на медицинскую помощь;
7) контроль со стороны страховых компаний и экспертиза качества медицинской помощи должны проходить с участием представителей профессиональной медицинской ассоциации или саморегулируемой организации, представляющей интересы соответствующей системы здравоохранения.

Стоит остановится еще на одной злободневной проблеме, относящейся к конкурентной политике. Это отсутствие льготирования аренды муниципальной и государственной недвижимости для частных медицинских организаций. Ситуация, в которой сейчас находятся частные медицинские организации близка к абсурдной: как можно назначать арендную плату медицинской организации, выполняющей социально-значимые функции наравне с продовольственным магазином, обороты и прибыль которого не сопоставимо выше? Ведь врач, может принять определенное число пациентов на определенной площади, и доходность использования этих площадей ограничены самой природой медицины, которая всегда противилась товаризации.

Перечисленные поля, конечно же не исчерпывают всех проблем, стоящих перед государством и обществом, от решения которых зависит реформирование здравоохранения и модернизация медицинской помощи. Но, еще раз обращаю Ваше внимание на задачу, которую поставил Президент РФ Д. Медведев: В ЗДРАВООХРАНЕНИИ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ. А для этого, прежде всего необходимы меры по демонополизации. Основные направления этих мер неоднократно заявленные нашей ассоциацией, адекватно отражены в проекте Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где базовыми элементами развития системы постулированы конкуренция и государственно-частное партнерство, без которого невозможно достичь грандиозной и амбициозной цели – «создание по существу новой системы здравоохранения». Игнорирование предлагаемых нами мер неизбежно приведет российское здравоохранение по порочному пути. Здесь возможны две крайности – формирование медицинской сверхмонополии (Аргентинский варинт), или – тотальное разрушение нравственных и экономических основ врачебной профессии с узакониванием оплаты чаевых врачу (Мексиканский вариант).

Эта запись была опубликована в рубрике Взаимодействие с ФАС РФ, Новости, Публикации. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.