Развитие конкуренции в здравоохранении

Уважаемые коллеги! 17.08.2012 года, Федеральная антимонопольная служба проводит заседание экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении. Основа повестки дня заседания – обсуждение доклада ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» . Представляем Вам

Замечания и предложения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики по проектам Программы развития конкуренции в Российской Федерации, Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2015 годы и по Докладу «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» в части развития конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.

Текст проекта доклада можно скачать здесь: http://www.medprivat.ru/doc/fas_concur.pdf

Текст Программы развития конкуренции в Российской Федерации и Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2015 годы скачать здесь: http://www.medprivat.ru/doc/concur_plan.rtf

Просим Вас дополнить замечания. 

В тексте доклада отсутствует анализ состояния конкуренции в сфере здравоохранения (раздел 4), но при этом, в разделе 5  имеются предложения по развитию конкуренции в отрасли. Учитывая особую социальную значимость рынка медицинских услуг для всего населения Российской Федерации, детальный анализ состояния рынка медицинских услуг и конкурентной среды в здравоохранении должен быть неотъемлемой частью доклада.

 

Законодательство о платных услугах противоречит Конституционной норме о бесплатности медицинской помощи в государственных ЛПУ, где законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность,  тогда как предпринимательство не является функцией государства. Оказание платных услуг происходит в ущерб бесплатной помощи. Вместе с тем,  больницы и поликлиники получают преференции, не обоснованные логикой рыночных отношений. Бюджет  несет бремя непроизводительных затрат по содержанию зданий, сооружений и медицинского оборудования. По словам Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, общая сумма преференций государственным ЛПУ превышает 100 млрд. рублей в год, при реальной потребности в 300 млрд. рублей в год. На этом фоне, частные медицинские организации оказываются в заведомо невыгодном положении, ведь несмотря на правовое обоснование предоставления бюджетных субсидий производителям услуг, закрепленных в 69-й и 78-й статьях Бюджетного Кодекса Российской Федерации, частные клиники не получают поддержки, декларированной в 41-й статье Конституции РФ.

 

Основной вектор анализа рынка медицинских услуг необходимо направить на выявление и обобщение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции со стороны государственных и муниципальных медицинских организаций, которые выражаются в виде необоснованного занижения стоимости услуг, за счет использования оборудования, закупленного за счет бюджетных средств, использования помещений, затраты на использование которых покрываются государством, и других компонентов. По существу, государственная система здравоохранения действует на рынке медицинских услуг как монополист, с признаками группового доминирования. По факту, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения связаны между собой единственным учредителем (Российская Федерация – для федеральных ЛПУ, субъект Российской Федерации для областных ЛПУ, или – муниципальной образование для муниципальных ЛПУ). Цены на медицинские услуги в государственных или муниципальных  ЛПУ утверждаются или согласовываются учредителем, что создает условия как для системного демпинга цен, так и для ценового сговора.

 

Монополистическая деятельность государственной и муниципальной систем здравоохранения на российском рынке медицинских услуг проявляется в виде подавляющего доминирования объемов услуг, по сравнению с частными медицинскими организациями.

 

Нечеткость и размытость формулировок нормативно правовых актов, регламентирующих оказание платных медицинских услуг в государственных и муниципальных ЛПУ порождают следующие негативные явления: 1) необоснованное навязывание пациентам платных медицинских услуг; 2) торговлю очередью. В такой ситуации, пациент ставится перед безальтернативным фактом необходимости оплаты за лечение и диагностику базовым рыночным принципам.

 

Развитие конкуренции в здравоохранении невозможно без полноценного медицинского страхования. Однако, на сегодняшний день система обязательного медицинского страхования утратила все конкурентные, рыночные и страховые элементы и превратилась в систему распределения финансов, и по сути дела является псевдострахованием. Страховые компании, в соответствие с новым законом об ОМС перестали выполнять свои функции по защите пациента и сосредоточили деятельность на выявлении недочетов в диагностике и лечении. Основным источником средств страховых компаний стали штрафы, взимаемые с лечебных учреждений.

 

Тарифы в системе ОМС не соответствуют цене услуги, что делает  невозможным участие в ней частных медицинских организаций. Для того чтобы покрыть затраты, медицинские организации, участвующие в ОМС вынуждены занимаются приписками и вымогательством неузаконенного со-платежа.  Де-факто, ОМС несовместимо с рынком медицинских услуг и препятствует добросовестной конкуренции.

 

В качестве одной из ключевых мер по развитию конкуренции на рынке медицинских услуг, следует предусмотреть внедрение обществ взаимного страхования в здравоохранении.

 

Взаимное страхование существует тысячи лет, в России оно появилось в 19-м веке на крупных предприятиях, как механизм солидарной ответственности при получении медицинской помощи. К 1917-му году, на одном только Путиловском заводе в Санкт-Петербурге в обществе взаимного страхования состояло свыше 17 тысяч рабочих и членов их семей. Однако, после революции все ОВС в России были закрыты. В других странах ОВС получили свое развитие и заняли прочную нишу по оплате медицинской помощи. Так, например во Франции до 16 % всего бюджета здравоохранения покрывается за счет средств обществ взаимного страхования; В Японии 80 % всех страховых компаний, осуществляющих медицинское страхование являются обществами взаимного страхования. В развитых странах мира действуют существенные налоговые льготы для физических и юридических лиц, участвующих в обществах взаимного страхования. В Российской Федерации действует 286-ФЗ “О взаимном страховании”. Однако, ограничения, введенные законом, по видам страхования и по количеству членов ОВС в 2000 физических лиц, делают невозможным функционирование обществ взаимного страхования в сфере здравоохранения.

 

Для того чтобы открыть возможности финансового ресурса взаимного некоммерческого страхования в здравоохранении, необходимо внести поправки в 286-ФЗ “О взаимном страховании” и в Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Данные поправки должны снять количественные ограничения по численности членов ОВС. Это необходимо сделать для того чтобы деятельность ОВС была финансово устойчивой. Большая численность позволит формировать крупные резервные фонды, капитализация которых должна стабилизировать расходы ОВС. Кроме того, необходимо дополнить перечень видов страхования, разрешенных ОВС медицинским страхованием. Учитывая слабое распространение индивидуальной и коллективной страховой защиты граждан в Российской Федерации, необходимо внести поправки в Налоговый Кодекс РФ. Данные поправки должны стимулировать граждан и предприятия направлять средства на некоммерческое страхование.

 

Система оплаты медицинских услуг должна быть построена по новому принципу:

 

  • право на полностью бесплатную медицинскую помощь должны сохранить социально незащищенные категории граждан – инвалиды, дети, пенсионеры, безработные, военные и полицейские, больные социально значимыми и редкими заболеваниями;
  • объемы и виды бесплатной помощи должны определяться программой государственного обеспечения бесплатной медицинской помощи, которая должна финансироваться бюджетной системой Российской Федерации;
  • условия оказания медицинской помощи должны определяться едиными для всех: 1) стандартами медицинской помощи; 2) стандартами предпринимательской деятельности в здравоохранении, в том числе -  медико-экономическими стандартами (нормативами);
  • работающее население должно получать медицинскую помощь за счет двух основных источников – добровольного медицинского страхования и взаимного некоммерческого страхования;
  • взносы в ДМС и ОВС могут делать как работодатели, так и сами граждане;
  • граждане и работодатели, оплачивающие взносы в ДМС и ОВС должны пользоваться существенными налоговыми льготами;
  • исполнителями услуг являются медицинские организации всех форм собственности, в том числе и существующие государственные ЛПУ.

 

Систему ОМС следует упразднить.

 

  • объемы обязательств по финансированию государственного обеспечения бесплатной медицинской помощи должны определяться в соответствие с едиными для всех стандартами;
  • контроль качества медицинской помощи передать профессиональным и предпринимательским саморегулируемым организациям, которые будут выполнять эти функции в соответствие со своими стандартами;
  • государственный заказ на выполнение услуг по медицинской помощи должен распределяться на конкурентных принципах в виде конкурсов, аукционов или биржевых торгов. Основным регулятором условий конкурсов должны стать саморегулируемые организации предпринимательского типа, принимающие и контролирующие выполнение единых для всех участников  стандарты медицинской деятельности;
  • цена на медицинские услуги, выполняемые по государственному заказу должна быть рыночной, соответствовать затратам и включать в себя разумную прибыль.

 

Реформирование здравоохранения.

 

Учитывая что рыночный путь развития государственного здравоохранения стал реальностью, следует делать дальнейшие шаги по рыночной оптимизации всей системы. Для того чтобы избавить государство от бремени расходов по содержанию имущественного комплекса, необходимо предпринять меры по постепенной и строго подконтрольной передаче имущества в концессию частным управляющим компаниям. Закон «О концессиях», позволяет уже сегодня начинать оценку и планирование стратегических концессионных соглашений по передаче государственных больниц и поликлиник в управление. Важно подчеркнуть что все концессионные соглашения в здравоохранении должны контролироваться саморегулируемыми организациями предпринимательского типа. Потому что только СРО могут установить стандартизированные условия предпринимательства в рамках концессии. Больницы и поликлиники, переданные в концессию должны выполнять заказ государственного обеспечения бесплатной медицинской помощи и сохранять профильность на протяжении всего срока концессии. Концессия позволит не только освободить государственный бюджет от непроизводительных затрат, но и даст гораздо больше самостоятельности медицинским организациям.

 

Вся система организации медицинской помощи и структура здравоохранения должна быть пересмотрена. Существующие государственные больницы и поликлиники должны быть переведены в форму некоммерческих организаций, которые объединяются в саморегулируемые организации предпринимательского типа, устанавливающие единые нормативы деятельности медицинских организаций. Имущественный комплекс передается в концессию частным управляющим компаниям, которые выполняют управленческие функции, в том числе – финансовое обеспечение, снабжение, содержание зданий, сооружений и оборудование, информационное и иное обслуживание исполнителя медицинских услуг. Врачи, работающие в некоммерческих организациях входят в профессиональную саморегулируемую организацию, которая устанавливает и контролирует стандарты профессиональной деятельности. Основанием для функционирования всей этой системы является многостороннее соглашение между СРО, управляющими компаниями и государственными органами по выполнению государственного заказа на обеспечение бесплатной медицинской помощи. Предлагаемая реформа позволит сбалансировать публичный и частный интересы в сфере охраны здоровья граждан, создаст условия высокой ответственности, откроет возможности широкого внедрения инновационных технологий, сформирует благоприятный инвестиционный климат. Цель предлагаемой реформы – направить все ресурсы на эффективное взаимодействие врача и пациента, формирование цивилизованной конкурентной среды.

Эта запись была опубликована в рубрике Взаимодействие с ФАС РФ, Новости. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.