Замечания и предложения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и условий предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам».

Замечания и предложения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и условий предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам».
Скачать файл замечаний.  http://www.medprivat.ru/doc/platn_usl.doc


Текст проекта

Замечания и предложения

Предлагаемые изменения в тексте.

8. Основанием для оказания платных медицинских услуг является добровольное волеизъявление пациента (законного представителя пациента) и согласие заказчика приобрести медицинскую услугу на возмездной  основе за счет средств заказчика, при условии предоставления в  доступной форме  необходимой информации о возможности получения медицинской помощи бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы  государственных гарантий  бесплатного оказания  гражданам  медицинской помощи ( далее соответственно Программа, территориальная программа)

Единственным основанием предоставления платных медицинских услуг является превышение объемов программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и отсутствие запрашиваемого вида медицинской помощи в Программе и территориальной программе, что соответствует ст. 41 Конституции РФ.

В тексте пункта 8 проекта Постановления нет указания на то что пациент должен быть проинформирован о сроках ожидания и объективных, аргументированных причинах невозможности предоставления бесплатной медицинской помощи. Отсутствие такого пояснения порождает массу злоупотреблений в виде завуалированной «торговли очередью», навязывания платных услуг и необоснованного отказа в предоставлении бесплатной медицинской помощью в медицинских организациях, участвующих в программах государственных гарантий.

8. Единственным основанием для оказания платных медицинских услуг является превышение объемов программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы  государственных гарантий  бесплатного оказания  гражданам  медицинской помощи ( далее соответственно Программа, территориальная программа) и отсутствие запрашиваемого вида медицинской помощи в Программе и территориальной программе, при условиях:

· добровольного волеизъявления пациента (законного представителя пациента);

· согласие заказчика приобрести медицинскую услугу на возмездной  основе за счет средств заказчика;

· предоставления в  доступной форме  необходимой информации о возможности и сроках  получения медицинской помощи бесплатно в рамках Программы и территориальной программы;

· объективных и аргументированных причинах невозможности предоставления бесплатной медицинской помощи в рамках Программы и территориальной программы

9. При наличии возможности оказать запрашиваемую заказчиком  медицинскую услугу исполнитель заключает договор в соответствии с частью IV настоящих Порядка и условий.

Данная формулировка не обосновывает причину выполнения  платных медицинских услуг. Эту причину необходимо обосновать и аргументировать перед пациентом.

9. При наличии объективной и аргументированной невозможности предоставить пациенту бесплатную медицинскую помощь, и при наличии возможности оказать запрашиваемую заказчиком платную  медицинскую услугу исполнитель заключает договор в соответствии с частью IV настоящих Порядка и условий.

11. Медицинские организации, участвующие в реализации Программы, территориальной программы, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

1) На иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами в части:

Выбора врачей,  средних и младших медицинских работников, включая установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара, сопровождения медицинским работником  при транспортировке пациента в отсутствие  медицинских показаний,

Принцип свободы выбора врача закреплен в качестве одного из краеугольных постулатов в Законе об ОМС и в Законе об основах охраны здоровья граждан. Введение данного принципа в качестве обоснования предоставления платных медицинских услуг противоречит законодательству, что недопустимо. Это может повлечь за собой массу негативных последствий в виде установления платы за переход пациента к другому врачу и прочие нежелательные социальные последствия.

Первый абзац подпункта 1), пункта 11. Проекта Постановления – исключить

Пп. 1), п. 11.

Изменения этапности оказания медицинской помощи (маршрутизации) пациентов  с различными заболеваниями по уровням  оказания им медицинской помощи в соотвествии с порядками оказания  медицинской помощи и стандартам медицинской помощи,

Очень расплывчатый пункт, вольная трактовка которого, вполне может привести к серьезным последствиям, особенно при оказании скорой и неотложной помощи. Пункт необходимо конкретизировать, указав обязательным условием информирование пациента о правилах этапности и порядке маршрутизации.

Изменения этапности оказания медицинской помощи (маршрутизации) пациентов  с различными заболеваниями по уровням  оказания им медицинской помощи в соотвествии с порядками оказания  медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, при обязательном предварительном информировании пациента о правилах этапности оказания бесплатной медицинской помощи и порядке маршрутизации, с указанием точной причины отказа в предоставлении бесплатной медицинской помощи.

Пп.4), п. 11. При самостоятельном  обращении за получением медицинских услуг (без направления: лечащего врача, медицинской организации, в которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации в сфере охраны здоровья), кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи по неотложным  или экстренным показаниям.

Смысл текста данного пункта может быть двояко трактован. Так как под самостоятельным обращением за медицинской помощью без направления врача можно понимать и первичное обращение пациента. Ведь если пациент приходит к врачу с ОРВИ, он обращается самостоятельно. Это недопустимая вольность формулировок вполне может породить угрожающую волну нарушений законодательства. Конкретизацию необходимо увязывать с программами государственных гарантий, а не с желанием пациента.

Пп.4), п. 11. При инициативном обращении за получением медицинских услуг, не входящих в Программу и территориальную программу.

12.  Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг  не может быть причиной уменьшения видов и объемов  медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пункт предполагает навязывание платных медицинских услуг в медицинских организациях, участвующих в программах государственных гарантий. Данную норму необходимо с «головы на ноги», поставив право гражданина на первое место, а его финансовые возможности на второе.

Кроме того, пункт необходимо дополнить положением о том что отсутствие или нехватка средств в Программе и территориальной программе не может служить причиной отказа в предоставлении бесплатной медицинской помощи.

12.  Недопустим отказ в предоставлении  медицинской помощи, предоставляемых пациенту  бесплатно в рамках гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в случае если пациент не может оплатить платные медицинские услуги.

Отсутствие или нехватка средств в Программе и территориальной программе не может служить причиной отказа в предоставлении бесплатной медицинской помощи.

14. При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться  порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством  здравоохранения Российской Федерации.

Учитывая общую тенденцию по развитию институтов саморегулирования и стандартизации в здравоохранении, необходимо дополнить пункт требованием соблюдения стандартов саморегулируемой организации, в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2011) “О техническом регулировании” и Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”

14. При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться  порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством  здравоохранения Российской Федерации, а так же стандарты саморегулируемой организации, членом которой является исполнитель платных медицинских услуг.

15. Платные   медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством  здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе пациента в виде  осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, а также в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Логика стандартизации предусматривает использование стандарта в качестве минимального уровня исполнения услуги. Ни закон о техническом регулировании, ни закон об основах охраны здоровья не предполагают полноту выполнения стандарта в качестве критерия соответствия. Следовательно, вместо фразы «в полном объеме стандарта», необходимо указать фразу «не ниже норм, указанных в стандартах». Кроме того, в этом пункте так же необходимо закрепить роль саморегулируемых организаций в стандартизации.

Кроме того, необходимо исключить из текста такие понятия как «отдельных консультаций или медицинских вмешательств» так как подобная трактовка может привести к тому что любая отдельная консультация, любое отдельное медицинское вмешательства, предоставляемое вне комплекса медицинской помощи будет рассматриваться как потенциально платная.

15. Платные   медицинские услуги оказываются в объеме и качестве не ниже норм, указанных в стандартах  медицинской помощи, утвержденного Министерством  здравоохранения Российской Федерации, а так же в соответствие с нормами стандартов саморегулируемой организации, в состав которой входит исполнитель платных медицинских услуг. Превышение объема и качества платных медицинских услуг, указанных в стандартах является предметом соглашения пациента, заказчика и исполнителя платных медицинских услуг.

27. Если  при оказании платной медицинской услуги возникла необходимость оказания дополнительных медицинских услуг, не предусмотренным Договором, и существенного превышения  по этой причине приблизительной сметы расходов, исполнитель обязан  своевременно предупредить об этом заказчика, за исключением случаев, когда  необходимость оказания дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных Договором, обусловлена  внезапно возникшими обстоятельствами, угрожающими жизни пациента.

Без согласия заказчика исполнитель не вправе оказывать дополнительные  медицинские услуги на возмездной основе, а также  обусловливать оказания одних медицинских услуг обязательным исполнением других.

Если заказчик не дал согласие на превышение приблизительной сметы расходов, исполнитель вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать от заказчика оплаты за уже оказанные медицинские услуги.

В данном пункте не раскрыт механизм предупреждения пациента и заказчика платной медицинской услуги о существенном повышении сметы расходов. Кроме того, не ясен смысл слова «существенное превышение», необходимо конкретизировать цифру превышения.

Для прояснения и конкретизации неясностей данного пункта необходимо ввести понятие «предварительная смета», которая гораздо более понятна, чем фраза  «приблизительная смета».

27. В случае, если конечная стоимость медицинской услуги или комплекса платных медицинских услуг не может быть определена до ее завершения, при предоставлении платной медицинской услуги, исполнитель должен предоставить исполнителю предварительную смету.

Если  при оказании платной медицинской услуги возникла необходимость оказания дополнительных медицинских услуг, не предусмотренным Договором, и превышения по этой причине стоимости более чем на 10 % от предварительной сметы, исполнитель обязан  незамедлительно предупредить об этом заказчика, за исключением случаев, когда  необходимость оказания дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных Договором, обусловлена  внезапно возникшими обстоятельствами, угрожающими жизни пациента.

Без согласия заказчика исполнитель не вправе оказывать дополнительные  медицинские услуги на возмездной основе, а также  обусловливать оказания одних медицинских услуг обязательным исполнением других.

Если заказчик не дал согласие на превышение предварительной сметы расходов, исполнитель вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать от заказчика оплаты за уже оказанные медицинские услуги.

35. Исполнитель обязан оказать платную медицинскую услугу, определенную Договором, с использованием собственных лекарственных средств для применения, медицинских изделий, расходных материалов и других средств, если иное не предусмотрено Договором.

Пункт предполагает двоякую трактовку. Пациент может истолковать этот пункт, как обязывание медицинских организаций выдавать ему лекарства, при амбулаторном лечении. Это может увеличить число случаев проявления «потребительского экстремизма» по отношению к медицинским организациям.

Необходима конкретизация пункта.

35. Лекарственные средства, медицинские изделия, расходные материалы и другие средства, непосредственно применяемые для выполнения платной медицинской услуги, исполнитель обязан приобретать самостоятельно, если иные условия не предусмотрены Договором.

38.  Пациент (или его законный представитель) при оказании ему платных медицинских услуг, имеет право непосредственно знакомиться с  медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, а также получать консультации у других специалистов, если это определено условиями Договора. По требованию пациента (законного представителя)  ему предоставляются бесплатно копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, виды и объемы оказанных  платных медицинских услуг.

Ограничение права пациента консультироваться у других специалистов условиями договора есть прямое нарушение прав и свобод человека. Увязку консультации у других специалистов с условиями договора необходимо изъять.

38.  Пациент (или его законный представитель) при оказании ему платных медицинских услуг, имеет право непосредственно знакомиться с  медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, а также получать консультации у других специалистов. По требованию пациента (законного представителя)  ему предоставляются бесплатно копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, виды и объемы оказанных  платных медицинских услуг.

40. Пациент обязан соблюдать правомерные указания и рекомендации исполнителя, обеспечивающие качественное оказание  платных медицинских услуг, в том числе режим лечения, и правила  поведения пациента в медицинских организациях.

Данный пункт не раскрывает причин отказа в платных медицинских услугах. Следует дополнить пункт отсылочной нормой к ст. 70 Закона об охране здоровья граждан.

40. Пациент обязан соблюдать правомерные указания и рекомендации исполнителя, обеспечивающие качественное оказание  платных медицинских услуг, в том числе режим лечения, и правила  поведения пациента в медицинских организациях. В случае нарушения пациентом указаний и рекомендаций исполнителя, нарушения режима лечения и правил поведения пациента, исполнитель вправе отказаться от предоставления платных медицинских услуг в соответствие с п. 3 ст. 70 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ

42. Требования к организации деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации Программы, территориальных программ  по оказанию платных медицинских услуг, устанавливаются Министерством здравоохранения  Российской Федерации.

В данном пункте необходимо указать роль профессиональных медицинских объединений и саморегулируемых организаций в регулировании деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации программ государственных гарантий, по оказанию платных медицинских услуг. Это станет еще более актуально, после принятия постановления правительства «Об утверждении Критериев медицинских профессиональных объединений, при соответствии которым федеральным законом в установленным им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья».

42. Требования к организации деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации Программы, территориальных программ  по оказанию платных медицинских услуг, устанавливаются Министерством здравоохранения  Российской Федерации, по согласованию с медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которым в соответствие со ст. 76 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья, а так же с саморегулируемыми организациями.

Раздел II Постановления необходимо дополнить нормой, по которой предоставление платных медицинских услуг в медицинских организациях, участвующих в программах государственных гарантий должно быть разделено. Это необходимо для обеспечения фундаментального этического принципа справедливости.

Кроме того, в целях реализации антимономольного законодательства, для предупреждения демпинга цен на рынке платных медицинских услуг, необходимо ввести запрет использования медицинского оборудования, закупленного за счет государственных средств.

В настоящее время сложилась практика материального стимулирования руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций, из средств платных медицинских услуг. Причем сумма вознаграждения рассчитывается в виде процента от валового дохода. Эта практика приводит к крайней непропорциональности и несправедливости в оплате труда рядовых врачей и руководителей.

В целях предотвращения злоупотреблений со стороны руководителей государственных и муниципальных  медицинских организаций, при оплате труда, следует в Постановлении Правительства закрепить норму, согласно которой вознаграждение руководителя государственной или муниципальной медицинской организации, получаемое из средств платных медицинских услуг, должно рассчитываться от прибыли, а не от дохода.  Причем, следует ограничить процент вознаграждения 5-6% от прибыли. Эта цифра обосновывается практикой сложившегося делового оборота стимулирования менеджеров в тех отраслях экономики, которые уже давно встали на рыночный путь развития. В здравоохранении необходимо поставить заслон злоупотреблениям и стимулировать эффективность.

· Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальных программ обязаны разделить потоки пациентов, получающих бесплатную медицинскую помощь и платные медицинские услуги либо по территориальному принципу, либо – по времени. Прием пациентов, получающих бесплатную помощь и пациентов, получающих платные медицинские услуги в одних и тех же помещениях, на одном и том же оборудовании, одними и теми же врачами в одно и то же время – запрещается.

· При расчете цен на платные медицинские услуги в государственных и муниципальных медицинских организациях, компонент стоимости, касающийся использования помещений должен вычисляться из среднерыночных цен за аренду аналогичного помещения.

· В государственных и муниципальных медицинских организациях запрещается выполнение платных медицинских услуг с использованием медицинского оборудования, закупленного за счет государственных средств.

· Руководитель государственной или муниципальной медицинской организации, выполняющей платные медицинские услуги вправе получать материальное стимулирование в виде шести процентов от прибыли, получаемой от реализации платных медицинских услуг.

Эта запись была опубликована в рубрике Новости. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.