Избыточное администрирование в здравоохранении

06 октября 2011 г. состоится заседание Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.

Повестка дня:

1. Работа частных клиник в системе ОМС.

2. Антимонопольное регулирование при лицензировании медицинской деятельности.

3. Анализ результатов исполнения планов мероприятий, направленных на совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизацию предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка в 2011 – 2012 годах, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2010 № 982-р и от 10.06.2011 № 995-р.

Публикуем позицию Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики по пунктам повестки дня:

По п. 1 Работа частных клиник в системе ОМС.

Исходя из анализа деятельности частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, сложившейся в последние годы, положений нового закона об ОМС и проекта закона «Об основах охраны здоровья граждан», можно сделать вывод о том что вся система ОМС совершенно не соответствует законам рынка медицинских услуг. Прежде всего, обращает на себя внимание непрозрачное формирование и утверждение тарифов, в котором не участвуют структуры гражданского общества. Следствием этому является искусственное и неоправданное занижение стоимости медицинских услуг, гораздо ниже минимальных стандартов. Это, в свою очередь приводит к тому, что стандарты и порядки, разрабатываемые и утверждаемые органами государственной власти подгоняются под финансовые возможности ОМС, что напрямую негативно сказывается на качестве и доступности медицинской помощи гражданам.

Для того чтобы система ОМС была адаптирована к рыночным условиям, Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики предлагает коренным образом изменить всю систему разработки и утверждения стандартов, порядков  и тарифов.

  1. Необходим запрет на оказание платных медицинских услуг в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Обоснованием этому является ст. 41 Конституции РФ.

  1. Необходимо узаконить со-платеж для оплаты медицинских услуг, оказываемых гражданам в частных медицинских организациях.
  1. Стандарты медицинской помощи должны разрабатываться Национальной медицинской палатой в соответствие с клиническими рекомендациями профессиональных медицинских ассоциаций. Медико-экономическое обоснование и расчет стоимости стандартов должно проводить национальное объединение саморегулируемых организаций предпринимательского типа. Процедура утверждения тарифов на медицинские услуги должна осуществляться согласительной тарифной комиссией, в состав которой войдут представители государственных органов власти, общественных объединений и саморегулируемых организаций.

Стандарты должны исходить из потребностей общества и научного обоснования эффективности медицинских вмешательств, а не из объема финансирования программ государственных гарантий.

  1. Стандарты и порядки оказания медицинской помощи должны являться механизмом обеспечения доступности медицинской помощи.
  1. Порядки оказания медицинской помощи должны применяться только в  медицинских организациях, участвующих в программах государственных гарантий.

Предлагаемый нами алгоритм позволит избежать негативных последствий избыточного администрирования в системе ОМС и перевести его в реальное рыночное и страховое русло.

По третьему вопросу:

Предложенный к рассмотрению план мероприятий, направленных на совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизацию предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка в 2011 – 2012 годах

Требует существенной доработки и конкретизации по следующим пунктам:

Текст распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 995-р Замечания и предложения Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики
1. Внесение изменений в проект федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” в части:
обращения медицинских изделий(классификация медицинских изделий, порядок государственной регистрации, установление возможности взимания государственной пошлины за государственную регистрацию медицинских изделий, включая проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, проведение мониторинга безопасности медицинских изделий,  размещение и ведение на официальном сайте в сети Интернет уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестров зарегистрированных медицинских изделий, в том числе сведений об их взаимозаменяемости);
наделения уполномоченного федерального органа исполнительной власти функциями по установлению требований к осуществлению отдельных видов деятельности в сфере охраны

здоровья граждан; осуществления государственного контроля в сфере охраны здоровья

граждан (проведение проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в сфере охраны здоровья граждан, в том числе при обращении

лекарственных средств, возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, а также привлечение к  административной ответственности за выявленные нарушения);

Перечисленные меры значительно увеличивают административное давление на хозяйствующие субъекты и не учитывают их интересы и возможности. По сути дела, поставленные вопросы могут привести к формированию совершенно нового и бесконтрольного органа государственного надзора.

При формировании нормативных документов по данным пунктам необходимо учитывать мнение системообразующих общественных организаций, имеющих интересы на рынке медицинских услуг.

Кроме того, основным вектором регулирующих механизмов должно стать участие саморегулируемых организаций во всех административных процедурах, в контексте закона о защите прав юридических лиц при проведении проверок.

установления обязанности медицинских организаций информировать граждан в доступной

форме, в том числе с использованием официального сайта в сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и медицинских работниках, включая сведения об

уровне их образования и квалификации

Закон о защите прав потребителя и проект закона «Об основах охраны здоровья граждан» уже устанавливает данную норму. Дублирование законодательных норм является недопустимым.

Кроме того, совершенно непонятно каковы будут требования по информированию граждан. Данный вопрос не рассматривался среди заинтересованных профессиональных медицинских ассоциаций на предмет выявления возможных коррупционных ниш, необоснованных требований и обоснованности избыточного государственного регулирования (управления).

Прежде чем рассматривать данный вопрос, необходимо ознакомить общественность с основной концепцией указанного норматива и учесть мнение профессиональных медицинских ассоциаций.

Мы должны увидеть конкретные положения, которые стоят за проектами нормативных документов.

2. Внесение изменений в проект федерального закона “О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения” в части:
отмены обязательной выдачи санитарно-эпидемиологических заключений по отдельным видам

продукции при переходе к их  декларированию;

отмены необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения для медицинских изделий, прошедших оценку соответствия в форме регистрации;
отмены санитарно-эпидемиологических заключений в области ветеринарии, касающихся продукции животного происхождения;
отмены полномочий Роспотребнадзора по утверждению санитарных правил и нормативов в области санитарно- эпидемиологического нормирования; Данный пункт противоречит сложившейся мировой практике. Санитарные нормы должны разрабатываться органами государственного санитарного надзора.
закрепления за медицинскими учреждениями функций по выдаче личных медицинских книжек работникам организаций (индивидуальным предпринимателям), деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения,

определения порядка оборота указанных документов;

передачи полномочий по предоставлению услуг, оказываемых государственными дезинфекционными предприятиями и объединениями, входящими в систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, муниципальным образованиям, а также аккредитованным организациям Данный пункт ставит под угрозу эпидемиологическую безопасность государства. У органов местного самоуправления нет средств для осуществления мер по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. По факту, предлагается переложить расходы по противоэпидемическим мероприятиям на местное самоуправление. Это противоречит ФЗ 131, так как у органов местного самоуправления нет полномочий в области эпидемиологии и дезинфекции.

Дезинфекция, дезинсекция и дератизация являются составной частью системной работы по предупреждению распространения инфекционных заболеваний. Эти меры должны осуществляться системно и централизовано. Сложившаяся система госэпиднадзора вполне устоялась, хорошо и слаженно работает и удовлетворяет все общество. Изменять ее функции недопустимо.

4. Разработка проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части:

усиления ответственности за нарушение установленных законодательством Российской

Федерации правил и требований к осуществлению отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья граждан, социального развития, санитарно-эпидемиологического

благополучия и потребительского рынка;

Данные пункты должны обсуждаться с заинтересованными организациями. Проекты нормативных актов необходимо широко и публично обсуждать с привлечением экспертов.

Основным направлением административного регулирования должно стать закрепление роли саморегулируемых организаций в здравоохранении, в качестве основного механизма осуществления проверок и текущего контроля деятельности.

установления ответственности за нарушение требований законодательства Российской

Федерации медицинскими организациями, медицинскими и фармацевтическими работниками,

субъектами обращения медицинских изделий, а также ответственности за нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств;

установления полномочий должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю в сфере здравоохранения и социального развития по составлению протоколов об административных правонарушениях и наложению административной ответственности

Прошу членов ассоциации довести  нашу позицию до коллег.

С уважением,

Президент

Первой общероссийской ассоциации

врачей частной практики,

член экспертного совета,

председатель комитета по рынку медицинских услуг,

председатель комитета по саморегулированию

Национальной медицинской палаты                                                                   Каменев А.В.

Эта запись была опубликована в рубрике Взаимодействие с ФАС РФ, Новости и отмечена метками , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.