Как вы оцениваете результаты нацпроекта «Здоровье»?

http://www.forum-zdrav.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=113&Itemid=124

Алексей Каменев, президент Первой Общероссийской ассоциации врачей частной практики: «Нельзя, чтобы государственные чиновники в Минздраве делали самостоятельные шаги без общественной экспертизы». 

- Как вы оцениваете результаты нацпроекта «Здоровье»?
- Я, знаете, рыночник. А на рынке, давно уже известно, что насыщение финансовыми потоками, насыщение инфраструктурными элементами, такими как оборудование медицинских рынков, фармацевтические препараты, не дает должного эффекта, если сама система оказания помощи не работает. И вот здесь оказалось, что этот проект очень нужный. Он дал то, что нужно было дать учреждениям государственным, муниципальным. Эффективность и колоссальное количество средств, которое было потрачено, не соответствовало друг другу. Поэтому сейчас это было понято в управлении государством, и резко сменилась политика, резко. Вот такой ответ. Что проект был нужен, но он себя не оправдал в должной степени. На порядок, так скажем, не оправдал.

- В своем выступлении вы сказали, что в 2010 году в сфере здравоохранения была отмечена «вспышка активности». С чем, на ваш взгляд, связано ее появление?
- Я думаю, что необходимо было показать управлению, что работает система здравоохранения. Понимаете, мы не знаем, кто делает… Как президент Ассоциации общественных организаций, я не в курсе. Но та поспешность этих шагов, и то количество законов, законодательных инициатив – с одной стороны, приятна для рынка медицинских услуг, с другой, вызвала при анализе высокий уровень неэффективности, даже опасности принимаемых законов. Я имею в виду попытку управлять рынком медицинских услуг – раз. Второе – раздувается уход от государственной муниципальной бесплатной системы, и образование новых форм управления здравоохранением, муниципальными и государственными учреждениями, такими как автономные учреждения, казенные учреждения, бюджетные – они, по сути дела, рыночные системы. Из государственной системы социалистической уходим в рыночную. Но неподготовка кадров к управлению рабочего рыночного стиля, половинчатость решений – платные, бесплатные услуги – это все не соответствует законам рынка. И вот эти законы, они волевые. Они должны следовать природным понятиям рыночных отношений. Когда покупатель сам находит продавца. А именно насаждается. И это насаждение отторгается в рынке. Вот что сейчас происходит.
Ошибки очень опасные. Неумение работать в рынке, уход от бюджетного финансирования на самостоятельный уровень даст всплеск очень негативных явлений, таких как увеличение процента платных услуг, резкое уменьшение объема услуг бесплатных. Возможно, раскачивание рынка за счет того, что снижение цен в бывших государственных муниципальных учреждений будет. Это все большой негатив. Он не приветствуется. Да и неподготовленность управленческого аппарата абсолютна! И неподготовленность населения. Одним словом, делая такие серьезные шаги, мы начинаем сажать семена на совершенно невспаханную почву.

- Может ли здравоохранение в России стать полностью рыночным?
- Вы понимаете, мы уже полностью в рыночных отношениях. Полностью. Дело в том, что рынок определяется не бесплатностью субъекта, а кто за него оплачивает. Если государство берет на себя, оплачивает услуги, то тот, кто получает эти финансы за работу – это государственное учреждение, муниципальное или частное, которое тоже в системе – это же рыночные отношения. Стоимость услуги есть, тариф, объемы услуг – рыночные отношения. Но государственная вертикаль управления вмешивается в эти рыночные отношения, а управлять рынком нельзя, его можно только регулировать. Бывает регулирование государственное. Бывает саморегулирование. И бывает сорегулирование. Еще общественное регулирование. А у нас одна превалирует часть – это государственное регулирование рынка медицинских услуг. Попытка! Она, конечно, не удастся, но бед может принести очень много, разбалансировав социальные устои нашего государства, потому что социалистическая модель Семашко была, на самом деле, простая, эффективная, хорошо понятная врачу и пациенту. Но ее уже давно нет.

- Каких изменений в сфере здравоохранения вы ожидаете?
- Невозможно сделать правильный шаг без экспертизы профессионалов. Нет более сильной экспертизы, чем общественная. Нельзя, чтобы государственные чиновники в Минздраве самостоятельно делали шаги без общественной экспертизы организаций, которые у нас есть. Общественный Совет при Минздраве – это неправильно. Должна быть общественная экспертиза существующих ассоциаций, например, вновь созданная Национальная Медицинская палата Леонида Михайловича. Тогда сама общественность не допустит этих провалов, этих гигантских затрат.
Сейчас же все закрыто. С нами не встречается Министерство здравоохранения. Президент Ассоциации не может попасть на прием к министру здравоохранения. Это единственная страна в мире! Во всем мире министр здравоохранения сам ходит и просит у национальных ассоциаций совет, что делать! А мы говорим: «Давайте мы вам поможем!», а нас игнорируют. Это очень опасный момент!

Октябрь 2010

Эта запись была опубликована в рубрике Новости, Публикации. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.