Модернизация управления рынка медицинских услуг в России.

Текст выступления Президента Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики на Всероссийском форуме Руководителей учреждений системы здравоохранения. 21.10.2010.

Фото Форум

Рынок медицинских услуг появился в СССР в конце 80-х годов с появлением первых медицинских кооперативов.

В 1993 года Были приняты ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, в которых здравоохранение разделялось на государственную, муниципальную и частную системы. Впервые в законодательном акте закреплялась возможность получения медицинской помощи за счет личных средств граждан. Частная система здравоохранения и декларация ее государственной поддержки была отражена и в Конституции Российской Федерации принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. В этом же году принимается закон об ОМС, имеющий рыночный характер. Именно с этого момента можно вести отсчет становления рыночных отношений в здравоохранении.

Либерализация законодательства позволила развиваться частным медицинским организациям, постепенно формировавшим конкурентную среду и рыночные стереотипы поведения граждан. В этот период рынок развивается стихийно, практически без участия государства.

13 января 1996 г. было принято Постановление Правительства N 27, регламентирующее оказание платных медицинских услуг государственными и муниципальными ЛПУ. Принятие этого постановления привело к бурному росту коммерциализации государственной медицины. Тут же стали очевидны перекосы. Это:

• наличие законодательных дискриминационных положений в отношении частных медицинских организаций,
• демпинг цен со стороны государственных ЛПУ,
• торговля очередью,
• разное отношение к людям с разными доходами,

В этот период происходит консолидация наиболее активных участников рынка. Так в 1997-1999 годах в различных регионах создаются общественные организации частнопрактикующих врачей, а в 2001 году проходит учредительный съезд Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики.

В период с 2001 по 2005 годы, руководство страны интересуется разработками в области развития рынка медицинских услуг. В 2004 году Государственная Дума проводит слушания по законопроекту о врачебном самоуправлении, Администрация Президента собирает экспертов для изучения вопроса изменения организационно-правовых форм государственных и муниципальных ЛПУ.

В сентябре 2005 года начал реализовываться национальный проект «Здоровье».

Финансирование проекта составляло: в 2006 году – 78,98 млрд. руб., в 2007-2009 годы – 346,3 млрд. руб., на 2009-2011 годы запланировано выделение 420,9 млрд. руб.

Национальный проект «Здоровье» имел целью насыщение отечественного здравоохранения материальными ресурсами и улучшение доступности и качества медицинской помощи. Но произошло то о чем мы предупреждали: объем платных услуг – возрос, доступность «бесплатной» медицинской ухудшилось, ее качество не изменилось.

Насыщение системы оборудованием привело к росту цен на медицинские услуги. Фактически, были созданы условия для монопольного управления рынком медицинских услуг.

Противоречие между объемами финансирования и эффективностью проекта свидетельствовало о необходимости формирования целостной концепции развития здравоохранения.

В конце 2007 года началась разработка важного документа – Концепциии развития здравоохранения до 2020 года. В эту работу были вовлечены сотни организаций и тысячи врачей, присылавших свои предложения и замечания в министерство. В этот период проходят десятки общественных слушаний, круглых столов и конференций. Наша ассоциация так же активно включилась в этот процесс и разработала «Концепцию развития частного здравоохранения Российской Федерации». В мае 2008 года появляется первый вариант концепции, куда входят практически все прогрессивные идеи по реформированию. Однако, этот вариант быстро исчезает с официального сайта, а на его место помещается совсем другой, который ориентирован на доминирующую роль государства в здравоохранении. Концепция 2020 так и не была принята.

Вертикаль государственного управления, не укрепленная сетью горизонтальных связей общественных и саморегулируемых организаций переставала быть устойчивой.

20 % – й, ежегодный прирост объемов рынка медицинских услуг (справочно: по экспертным оценкам, суммарная выручка ЛПУ в 2009 году составила 391 млрд. руб., официальные данные Госкомстата имеются только за 2008 год – 190 млрд.руб. для сравнения, из системы ОМС, во все ЛПУ России, в 2009 году поступило 491,5 млрд. рублей), инициировал принятие мер по управлению и монополизации этого рынка.

Основными механизмами государственного управления рынком медицинских услуг являются:

Перечень законов и законопроектов 2010 года:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”
3. Проект Федерального закона (от 25 мая 2010 г.) Об обязательном медицинском страховании.
4. Проект Федерального закона от 2 сентября 2010 г. Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами.
5. Проект федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” 2010

Проект Федерального Закона «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» должен по замыслу разработчиков заменить Основы законодательства «Об охране здоровья граждан Российской Федерации». Тем самым, законодательный уровень регулирования жизненно важной отрасли здравоохранения понижается с уровня «Основ», регламентирующих собственно законодательный процесс, до уровня «Федерального закона», имеющего прямое действие. Подобный шаг приводит к тому, что дальнейшее развитие законодательного поля в здравоохранении не будет определяться основополагающим документом. Появляется опасность управления законодетельного процесса со стороны чиновников. В 1993 году, разработчики Основ законодательства об охране здоровья граждан заложили базис широкого охвата полей регулирования в здравоохранении, основы законодательства изначально предполагали, что из каждой их статьи со временем должен сформироваться отдельный федеральный закон, которые рано или поздно привели бы к кодефикации (формированию Кодекса законов об охране здоровья граждан). Теперь этот путь развития законодательства закрывается.

По уровню юридической проработки проект Федерального Закона «Об охране здоровья граждан» значительно уступает уровню действующих Основ Законодательства «Об охране здоровья граждан», в которых наиболее полно отражен спектр необходимого и достаточного законодательного регулирования, а не управления.

Все эти изменения направлены на формирование управляемого рынка, они усиливают вертикаль власти в здравоохранении. Рынок не может управляться, он должен регулироваться собственными законами (закон цены, закон спроса и предложения, закон конкуренции). Мы можем уверенно прогнозировать неэффективность такой модернизации, основная направленность которой заключается в стремлении монополизировать рынок медицинских услуг и создать невиданную доселе государственную корпорацию «Здравоохранение». ХИМЕРУ.

Не рынок должен приспосабливаться к управлению, а наоборот – управление – к рынку, который регулируется с помощью общественных и саморегулируемых организаций, а вовсе не управляется структурами власти.

В мире не существует идеальной модели рынка медицинских услуг, ориентируясь на которую можно было бы построить корректную и социально справедливую модель данного рынка в России. Но существуют и общие закономерности развития медицинского рынка, которые необходимо учитывать при планировании любого обновления системы, опираясь на экспертное мнение представителей профессиональных ассоциаций.

Выводы:

Необходимо пересмотреть подход к монополизации рынка медицинских услуг со стороны государства и минимизировать его участие в рыночных отношениях.

Необходимо создать буфер из общественных и саморегулируемых организаций, которые помогут органам государственной власти улучшать здравоохранение в интересах людей, а не чиновников.

Эта запись была опубликована в рубрике Новости, Публикации. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.