Порок Гиппократа

Порок Гиппократа
Как уберечь себя от недобросовестных частных клиник

Марина Вяткина, Пермь “Российская газета-Неделя” – Пермский край №5300 от 30 сентября 2010 г.

Все чаще пациенты частных клиник становятся заложниками недостаточного контроля со стороны государственных надзорных органов. В то же время и от самих клиентов частная медицина требует повышенной правовой грамотности.

Смертельное давление

Трагедия, которая произошла в семье пермяков Кощеевых в октябре 2009 года, оказалась тем тяжелей, что ее никто не ожидал. Дочь Лилии Кощеевой, 30-летняя Елена, умерла на операционном столе. Елена никогда не страдала серьезным заболеванием, и ее единственной проблемой была невозможность родить ребенка – она обследовалась по поводу бесплодия.

Врачи частной клиники через полгода своих наблюдений рекомендовали ей обратиться к гинекологу одной из муниципальных медсанчастей. Тот, в свою очередь, дал направление в другую частную клинику, уверяя пациентку, что необходимо срочно сделать лапароскопию (операцию без разреза брюшной полости путем закачки газа, позволяющую провести высокоточную диагностику состояния внутренних органов или сделать микроразрезы).

- Почему врачи настаивали на срочном выполнении этой хирургической операции, я до сих пор не понимаю, – рассказывает мать погибшей Лилия Кощеева, – якобы нужно быстро корректировать загиб маточных труб. Но при этом другие возможные причины бесплодия до конца не были исключены. Например, не был обследован ее супруг.

Мужа Елены убедили: операция несложная, на восстановление потребуется два-три дня. По словам Лилии Кощеевой, она и предположить не могла, что клиника не имеет права проводить такого рода операции – они же брались за это дело. Она знала, что дочь подписала договор и внесла плату в 12 тысяч рублей.

Уже после смерти дочери, наступившей в результате заполнения газом внутренних полостей и наступившего отека мозга, выяснилось, что клиника не имела лицензии на хранение и использование наркотических препаратов и лицензии на проведение лапароскопии, так как не располагала необходимым оборудованием. В частности, прибора для контроля давления газа. Это установило в результате проверки министерство здравоохранения Пермского края.

- Дочь не вернешь, но для меня важно добиться признания судом того, что клиника взялась за операцию, проводить которую права не имела, а воспользовалась нашим доверием, – говорит Лилия Кощеева, – мы же привыкли верить врачам безоговорочно…

Следствие по уголовному делу продолжается, а рассмотрение гражданского иска в суде затянулось.

Частный изъян

Порой при оказании медицинских услуг нарушаются сразу несколько норм. В качестве примера Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра, приводит случай, когда в государственной стоматологической поликлинике пациенту сделали некачественные протезы, врачи с ним грубо разговаривали, да еще и взяли деньги за бесплатную услугу. Пациент обратился в суд и смог добиться возмещения морального вреда в 17 тысяч рублей плюс стоимость изготовления других протезов.

- В более серьезных случаях, при наступлении инвалидности или смертельного исхода по вине медицинских работников суммы компенсации существенно возрастают и могут достигать одного миллиона рублей, – говорит Евгений Козьминых.

Но практика ПМПЦ складывается по большей части из случаев нарушения прав пациентов государственной медицины. По статистике центра, за 14 лет работы его адвокаты отстаивали права граждан в 200 процессах по искам, предъявленным к государственным лечебным учреждениям, и только в пяти – к частным клиникам.

Однако в Пермском краевом профсоюзе работников здравоохранения считают, что случаев некачественного лечения в частных клиниках гораздо больше, только для сохранения репутации частники сразу же выплачивают клиентам компенсацию. Пациент более уязвим в частной клинике: при осложнениях она старается вызвать “Скорую”, доставить больного в государственное учреждение, чтобы снять с себя ответственность.

- В общем объеме с 2008 по 2009 год число нарушений прав потребителей частными и государственными медицинскими учреждениями снизилось на 16 процентов, – говорит Лариса Приданникова, главный специалист отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. – Однако львиная доля нарушений приходится на частников: в 2009 году – 27 случаев, а в государственных – 11.

Но сегодня нет ни одной структуры, которая проводила бы плановые проверки частных клиник. Росздравнадзор, как и Роспотребнадзор, организуют проверки только по жалобам.

Страховая медицина, хоть и финансирует государственные учреждения на 25-40 процентов ниже от потребности, все-таки защищает пациентов надежней. Вопрос контроля качества услуг в частной медицине нельзя снимать с повестки даже при том, что в основном там практикуют врачи высокой квалификации.

Услуга без гарантии

В Перми сейчас активно развивается рынок медицинских услуг, и доля на нем негосударственного сектора увеличивается с каждым годом. При этом акцент делается на создании условий равного доступа медицинским организациям различных форм собственности к реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования. Чтобы воспользоваться платными медицинскими услугами или услугами частной клиники по полису обязательного страхования, любому потребителю нужно позаботиться о своей безопасности раньше, чем к нему прикоснулся скальпель хирурга или сверло бормашины.

- Увы, наши граждане плохо знают закон РФ “О защите прав потребителей”, который регулирует правила оказания услуг, – считает Лариса Приданникова, главный специалист отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. – Порой даже не интересуются, имеется ли у клиники или частнопрактикующего доктора действующая лицензия.

В 2010 году Роспотребнадзор выявил два случая, когда частные кабинеты оказывали услуги без официального разрешения и один – с нарушением условий. Одно из самых типичных нарушений – невозвращение аванса при расторжении договора об услугах. По статистике Роспотребнадзора, в 2010 году с такими жалобами обратились пять человек.

Еще одна уловка, которую используют при оказании платных услуг – отсутствие в тексте договора пункта о том, что при нежелании пациента продолжать лечение он имеет право на перерасчет. Также клиент может получить свои деньги обратно, если метод лечения оказался неэффективным.

Советы
Что важно знать при обращении в частную клинику

1. При получении платных медицинских услуг сначала нужно внимательно прочитать и подписать договор и только потом вносить деньги в кассу.

2. Хранить договор и чек об оплате до окончания гарантийного срока оказанной услуги.

3. Обратить внимание, есть ли юридический адрес у ИП, ООО.

4. Стоимость услуг, сведения о льготах должны быть вывешены на видном месте.

Комментарий
Геннадий Шабалин, председатель профсоюза работников здравоохранения Пермского края:

- Сегодняшний тренд краевого министерства здравоохранения – привлечение частных клиник к работе по программам ОМС. Хотя тарифы для них не очень привлекательны, но тем не менее некоторые частники идут на это. Сегодня в ряде негосударственных клиник появились врачи первого звена, участковые, то есть не только узкие специалисты.

Основные причины для приглашения частников – это наличие в некоторых частных клиниках современного оборудования и высококвалифицированных кадров. Полагаю, к 2012-2013 году тенденция формирования конкурентной среды по оказанию медицинских услуг для населения будет развиваться. Но для того, чтобы качество услуг не снижалось, частные врачи должны работать строго в правовом поле. В свою очередь государственным органам необходимо создать систему контроля частных медицинских учреждений.

Эта запись была опубликована в рубрике Новости, Обзоры прессы и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.